OPUS MUSIVUM — сложенный из кусочков — так называли древние римляне вид декоративного искусства, заключавшийся в составлении рисунков из мелких цветных камней, кусочков керамики и смальты (непрозрачного окрашенного стекла). Связующей основой при составлении этих красочных панно служили известковый раствор, цемент, мастика. С латинского термин, трансформировавшись, перешел в итальянский (mazaico) и французский (mosaique) языки; сейчас понятие «мозаика» стало для нас привычным, обиходным…
В чем же особенность этого старинного вида искусства?
Мозаика близка к монументальной живописи, она обычно выступает в союзе с архитектурой. Как правило, мозаику наносят на большие поверхности стен, ее используют и во внутреннем, и во внешнем убранстве зданий. Как и художник, занимающийся стенописью, художник по мозаике всегда работает с помощником — штукатуром, который готовит ему раствор для связующей основы. Но даже фреску, один из наиболее стойких видов монументальной живописи, не щадит время: краски блекнут и шелушатся на сухом воздухе либо покрываются плесенью от сырости В отличие от фрески, мозаике не страшно дыхание веков. Картины из камня и стекла практически навсегда сохраняют четкость контуров, сочность красок, свежесть фактуры материала. Мозаика равнодушна к капризам природы…
Древнейшие образцы мозаики были обнаружены в 1928 году при раскопках в районе Ура, одного из городов Древнего Шумера Образцы эти относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. На стенах и полуколоннах руин храма в Уре археологи нашли мозаичную облицовку: геометрические узоры — цилиндры, клинья, полосы из кусочков обожженной глины, уложенные в глиняный же грунт. Глина на мозаике скрашена природными земляными красками: белой, красной, черной. Рисунки близки к узорам тканей и ковров Древнего Шумера. Эта мозаика была простым подражанием текстилю.
С тех пор каждая эпоха, каждая страна вносили свои изменения в искусство мозаики. Например, совсем другую функцию выполняли мозаичные вставки в Древнем Египте. Там их использовали как украшения на деревянных изделиях—мебели, саркофагах, колесницах. Мастера Древнего Египта брали для мозаики кубики, выпиленные из драгоценных и полу- драгоценных камней, а также грубое, примитивное стекло.
Сырьем при изготовлении стекла служили те же материалы, которые используют современные стеклодувы- песок, известь, щелочь, но печи у старых египетских мастеров были примитивны, в них нельзя было получить достаточно высокой температуры. Стекло сплавлялось в мутную, непрозрачную массу. В фиолетовый цвет его окрашивали марганцем, в синий — кобальтом, в зеленый и буро-желтый — железом, в красный, голубой и изумрудно зеленый — медью. Долгое время египетские художники набирали в мозаике лишь растительные и геометрические рисунки; лишь в XIV веке до н. э. на мозаичных вставках появились изображения людей— так, трон Тутанхамона украшен мозаиками, изображавшими членов царской семьи.
По сохранившимся описаниям, в Древнем Риме существовали три вида мозаичной техники. Самый старый из них относится к V—II векам до н. э Простейшие узоры составляли тогда из разноцветных, хорошо обкатанных голышей — камешков с морского побережья; к ним добавляли терракотовые черепки. Связующей основой служил грунт — nucleos из двух слоев известкового раствора. Много времени художник тратил на то, чтобы подобрать натуральные камни нужного размера и нужной формы. В древней Помпее этим видом мозаики украшены полы в проходных и непарадных жилых помещениях.
В I веке н. э в Риме появился новый вил мозаики из кубиков и шестигранников размером примерно в кубический сантиметр, вы резанных из гранита, мрамора, яшмы, порфира Кубики из белого мрамора служили фоном; на нем ярко выделялись орнаменты разных цветов — желтого, синего, красного, голубого, фиолетового, зеленого, черного. Такими мозаиками украшали полы в богатых виллах.
После III века н. э. основным материалом становятся разноформатные кубики (размером от кубического миллиметра до кубического сантиметра), а также маленькие пластинки и штифты, нарезанные из горных пород и полудрагоценных камней—лазурита, агата, опала, обсидиана. В мозаиках появляется стекло, изобретенное в Александрии,— так называемая александрийская фритта — прозрачное, глубокого синего тона. Появляется и смальта. Палитра римских мозаик этой эпохи отличается богатством тонов, Мозаичные картины занимают почетное место в жилых домах и общественных зданиях, мозаиками украшены храмы, термы, ниши фонтанов. Мозаичные панно встречаются даже на больших кораблях…
Новый расцвет искусство мозаики переживает в Византии. Византийские мастера широко использовали живописные возможности швов, образованных массой грунта. Отдельные элементы мозаики то утоплены в грунт, то выступают из него — под разными углами к основной плоскости. Чередуются блестящие к тусклые ряды… Все эти приемы значительно расширили рамки живописных эффектов византийские художники по праву считаются непревзойденными мастерами мозаики. Их славу разделили и византийские смальтовары. Они готовили смальту очень высокого качества, палитра смальтового набора составляла не менее пятидесяти основных тонов и до восьми полутонов каждого основного цвета.
Большого совершенства в изготовлении мозаики достигли художники Древней Руси. Расцвет их творчества относится к XI—XII векам. Этому предшествовало развитие стеклоделия в Киеве, Чернигове, во Владимиро-Суздальском и Рязанском княжествах Палитра смальт Софийского собора и собора Михайловского монастыря в Киеве состояла из восьмидесяти тонов смальт, изготовленных в киевской мастерской Киевские смальтовары умели готовить не только обычные смальты; они в совершенстве владели искусством приготовления полупрозрачных, прозрачных, золотых, серебряных смальт, а также особых смальт «отражательного огня», для которых сплав закаливался в особых печах — «каленицах».
При изготовлении смальт киевские мастера брали около семидесяти различных веществ, в том числе железо, малахитовую зелень, негашеную известь, буковую и костяную золу, серебро, горный хрусталь, лазурит, окись сурьмы, гипс, соединения свинца. В мозаичный грунт входили известковый цемент, мелко дробленый кирпич, доломит, волокна льна. Киевские мастера сдвигали кубики смальты более плотно, чем византийцы: едва заметные швы раствора не играли существенной роли в общем виде мозаики, а эффекты светотени достигались за счет тонких нюансов цвета.
Русская мозаичная живопись была возрождена М. В. Ломоносовым и его ближайшими учениками В 1734 году Ломоносов побывал в Киеве, там он видел знаменитые мозаики Софийского собора … Возможно, это пробудило его интерес к мозаичной живописи.
В 1749 году Ломоносов организовал при Петербургской Академии наук первую в России химическую лабораторию Он провел обширный цикл экспериментов с цветными стеклами и смальтами, подбирал красители, конструировал печи для плавки цветного стекла, изготовлял необходимое оборудование. Палитра смальт и цветных мозаичных стекол, созданная Ломоносовым, состояла из ста двенадцати основных тонов, а вместе с многочисленными оттенками достигала тысячи разновидностей
В мастерской Ломоносова были созданы мозаики для украшения стен и полов Меньшиковского дворца в Петербург е и Китайского дворца в Ораниенбауме (к сожалению, не сохранившиеся), мозаичные портреты Екатерины II и графа Шувалова, а также большое панно «Полтавская баталия», которое и сейчас украшает одну из стен здания Академии наук В Санкт-Петербурге.
В своих мозаиках Ломоносов пользовался кусочками смальт довольно крупного размера (до двух кубических сантиметров) и разной формы. Он учитывал специфику восприятия мозаики с дальнего расстояния. Мозаичные швы в ранних работах Ломоносова довольно широки. В более поздних мозаиках он стремился более тщательно подгонять отдельные кубики смальты и «пришлифовывать» их друг к другу, поэтому швы в этих работах почти неразличимы…
Мы рассказываем сейчас о мозаиках, сделанных из камня, стекла и смальт. Но существует еще мозаика из керамики — с нею работал, например, знаменитый русский художник М А. Врубель Это особая «ветвь» мозаики, и о ней не сейчас. А вот традиционная мозаика в конце XIX века как-то перестала интересовать художников, о ней надолго забыли. Заново она зазвучала только в конце XX века.
Одной из первых работ советских художников, обратившихся к монументальной мозаике, были мозаичные панно для вестибюля Военной академии имени М. В. Фрунзе в Москве (1936 г.). И эти произведения, сделанные по эскизам Е. Е Лансере, и мозаичные панно по эскизам А. А. Дейнеки для станций Московского метрополитена (1939 г.) выполнялись в технике обратного набора.
При обратном наборе рисунок оригинала переносится с кальки на плотную бумагу. Такой набор менее сложен и трудоемок, чем прямей. (Прямым набором пользовались старые мастера, этот способ заключался в том, что кусочки мозаики укрепляли в заранее приготовленном грунте) Затем художник наклеивает на эту бумагу соответствующие кубики смальты, лицевой стороной вниз. Набранную мозаику скрепляют деревянной рамой и заливают цементом После затвердения цемента раму переворачивают, бумагу и клейстер удаляют — и мозаика готова.
В своей книге «Из моей рабочей практики» Дейнека рассказывает: «Мозаика была новинкой. Забытую, ее надо было оживить, дать ей новую жизнь. Практики в этом деле никакой, зато теорий, наставлений — сотни: и что мозаика должна быть двухмерной, и что материал архаичен, и потому необходимо придерживаться в работе старых канонов. Но для меня было ясно, что ни сюжет, ни по-своему прекрасный стиль Равенны не дают мне права, а главное, возможности переносить в творческую практику приемы прошлого…
Я был убежден, что мне удастся справиться с решением глубины, но не путем неясных валеров, а путем цветовых контрастов, больших форм. Динамика фигур и их ракурсные силуэты — смелые, новые, чертовски удивительные — должны были композиционно помочь создать впечатление подъема вверх, доведя ощущение до легкого головокружения. Да и сама идея архитектуры определила глубину изображения, уход ввысь, в ракурс».
Плафоны станции метро «Маяковская» стали примером для последователей, стремившихся к широкому применению мозаики в оформлении наших общественных зданий.
Новым словом в советской мозаике стали панно Зураба Церетели, отмеченные Государственной премией. В его работах, украшающих здание Дворца профсоюзов в Тбилиси, явственно ощутима связь с мексиканскими художниками монументалистами Чавесом Морадо, Диего Ривера, Хосе Ороско, а декоративные композиции курорта Пицунда заставляют вспомнить шедевры грузинского народного творчества — войлоки, ковры, вышивки. И при этом Церетели остается самим собой: в подчеркнутой декоративности, в сознательном отказе от буквализма, в гибкой асимметричности композиций угадывается уверенная рука мастера, который творит по законам своего времени. Мозаики Церетели обретают самостоятельную жизнь, недаром в Пицунде они вынесены на отдельно стоящие стенки.
Говорят, что современное искусство «стремится формировать материальную среду». Древнее искусство мозаики по праву все чаще и чаще привлекает к себе внимание художников. И технологов, конечно, тоже.