Рогожская слобода с первых дней своего существования была закрытой от столицы и ее бурной жизни во всех смыслах. Этот исторический район был не только удален от Москвы на две версты (как гласил указатель 1778 года) — здесь жили люди, ревностно сохранявшие свои обычаи и уклад жизни, не предполагавший открытости к пришлым или всему новому. Однако сейчас Рогожская слобода – чуть ли
Особняком от мира
История Рогожской слободы начинается с конца XVI века, когда на левом берегу реки Яузы стали появляться поселения ямщиков — крестьян, занимавшихся перевозкой почты. Первый храм, сооруженный из дерева, появился в слободе в начале XVII века и носил название во имя Сергия Радонежского. Спустя столетие на этом месте старообрядцами была возведена церковь во имя Николая Чудотворца, которую уничтожили в 1950-х гг. прошлого века. Храм дал название улице; здесь же сохранились наиболее давние застройки XVIII—XIX веков.
90-е гг. XVIII века ознаменовались появлением в слободе Покровского собора — летнего храма, возведенного архитектором Матвеем Казаковым в честь Покрова Богоматери. Особенность этого храма заключалась в том, что ему не было равных по величине площади в тогдашней Москве: он превосходил даже кремлевский Успенский собор. Храм был видоизменен по указанию Екатерины ІІ: в нем вместо 5 глав оставили одну, а выступы алтаря разобрали.
Позже, в 1804 году, в Рогожской слободе появился храм во имя Христова Рождества, архитектором которого стал И.Д. Жуков. Его стиль был псевдоготическим. Внутри было два самостоятельных придела: во имя Николая Чудотворца и архангела Михаила. Убранство было роскошным: стены расписаны в древнем стиле, на них размещались старинные иконы. Вторжение Наполеона в 1812 году не пощадило эти ценные коллекции, поэтому до нашего времени сохранились иконы со следами сабель на поверхности.
До революции в храме во имя Рождества Христового проводились староверские обряды. В 1929 г. советская власть закрыла святыню; здесь были разрушены ротонда и купол, но в 1995 году храм стал снова частью русской православной старообрядческой церкви.
Средоточие дивной иконописи Рогожская слобода
Практически любой храм в Рогожской слободе представляет собой иконописный музей. В святынях также находятся церковная утварь, книги и старинные рукописи, невиданной красоты иконы в золоченных и серебряных ризах. Но главная ценность икон заключается в их оригинальности и первозданности: эти произведения принадлежали мастерам псковского и новгородского письма, поэтому на них нет отпечатков поздних стилевых влияний.
Наиболее знаменитой и древней является икона «Спас Грозное око». Старообрядцы в Рогожской слободе имели также Боголюбскую и Смоленскую иконы Божьей Матери. Кстати, авторство последней приписывают знаменитому Андрею Рублеву — почитаемому мастеру иконописи московской школы.
Расположенный на Рогожском кладбище Покровский кафедральный собор до нашего времени сохранил иконы из солдатенковского и рахмановского собраний, отличающиеся большой ценностью и древностью. Кладбищенский архив и библиотека могли похвастаться уникальными старопечатными книгами и древними рукописями, которые сейчас хранятся в Румянцевском музее.
Храм невиданной красоты. Храм Николая Чудотворца в Рогожской слободе.
Староверцам пришлось испытать несправедливость правительственных указов относительно своей веры. В 1856 году алтари зимнего и летнего храмов (то есть Рождества Христова и Покровы Богоматери) были запечатаны. Церковь Николая Чудотворца стала единоверческой. В 1905 году вышел царский манифест о веротерпимости. Благодаря этому документу старообрядцы Рогожской слободы вновь смогли посещать храмы, поскольку теперь они были распечатаны.
В память об этом важном событии был сооружен храм во имя Воскресения Христова в 1912–1913 гг. Архитектором стал Федор Горностаев из династии старообрядцев. Как образец были взяты старинные русские столпообразные храмы, поэтому церковь получила очень красивую архитектуру: ее фасад украшали рельефные изображения пеликана и райских сказочных птиц, а колокольня отличалась богатством. Внутри церкви присутствовала роспись XVI века в новгородском стиле, а иконостас украшали иконы XIV века.
Легенда гласит, что старообрядцы получили разрешение возвести церковь, колокольня которой будет всего на метр ниже по сравнению с сооружением Ивана Великого в Кремле. Подтверждений этому нет, а высота колокольни храма Воскресения Христова составляет приблизительно 80 м.
До 1924 г. в святыне было книгохранилище и архив, пока их не конфисковали большевики. Храм-колокольня не имел антиминса, поэтому в 1949 г. было принято решение переименовать его во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1988 году здесь снова зазвучали колокола, а в 1990 г. на сооружение подняли освященный колокол весом более 4 тонн, который прежде хранился во МХАТе. В феврале 2015 года храму вернули его историческое название и освятили.
История кладбища
Рогожское старообрядческое кладбище появилось с 70-х гг. XVIII века, когда в Москве началась эпидемия чумы, принесенной войсками с русско-турецкой войны. Екатерина II распорядилась о закрытии всех кладбищ в черте Москвы, чтобы не распространять эпидемию дальше. Староверы могли хоронить своих на территории богадельного дома.
Так образовалось Рогожское кладбище. Со временем здесь появились женские монастыри, Никольская часовня, больница (ныне — им. С. Морозова), кельи. Так образовался поселок старообрядов. К концу XVIII века в этой местности проживало более полторы тысячи человек на площади около 24 га.
Закат «золотого века» старообрядов
После Октябрьской революции московское старообрядчество начало искореняться советской властью. В 1930 году уничтожили многие могилы и памятники, металл из которых шел на переплавку для украшения московского метро и набережной реки. Подозревают, что в 1940 году на Рогожском кладбище хоронили пострадавших от репрессий режима.
Наше время
Сегодня Рогожская слобода живет своей, активной и полнокровной, жизнью, где главным приоритетом остается старообрядчество. Возрождены старинные больницы, давние храмы, некрополь, которые когда-то появились на свет благодаря финансовой поддержке многих купеческих династий: Рябушинских, Мамонтовых, Морозовых и др. Благодаря роду своей деятельности староверы смогли не только утвердить право на веру, но создать неповторимый архитектурный ансамбль, подобных которому нет. Селение будто застыло во времени — оно по-прежнему остается духовным центром московских старообрядцев, его оплотом, скрытым от глаз остальным горожанам.
Памятка для туристов
Богослужения в Рогожской слободе происходят каждый день: утренняя служба начинается в 7:30, а вечерняя — в 15:30. Перед праздниками богослужение вечером происходит в 14:00. Все храмы открыты для посещения для туристов. Есть некоторые требования к одежде и поведению. Мужчинам необходимо надеть одежду, полностью покрывающую тело (брюки и верхнее убранство с длинными рукавами). Те же требования действуют для женщин: юбка, закрывающая колени, верхняя одежда с рукавами и платок на голову. Представители других конфессий не должны совершать молитв или подобных действий, а придя в храм, им необходимо стоять у западного входа (у притвора).
Добраться до поселка можно с помощью станций метро «Римская», «Таганская», «Авиамоторная» и «Марксистская». Наиболее коротким путем от «Римской» и «Авиамоторной» будет пеший. От «Марксистской» отправляются автобусы №15, № 169; от «Таганской» — троллейбусы №№ 16, 26 и 63. Достаточно выйти на остановке «Улица Старообрядческая», и можно оказаться в Рогожской слободе. Стоит совершить экскурсию не только по храмам, но также зайти в церковные лавки, воскресные школы для взрослых и детей, лавки, где продаются народные костюмы. Туристическую ценность представляет также ресторан исконной кухни старообрядцев.
Рогожская слобода официальный сайт: rpsc.ru/rogozhskaya-sloboda/